Компьютерные технологии в доу. Компьютерные игры в дошкольном учреждении. Рекомендации по использованию компьютерной технологии в ДОУ и дома

Вафина Гульшат Салаватовна,
воспитатель 1 кв. категории,
МДОУ № 37 «Родничок» г. Бугульма, РТ

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах.

Сегодня многие детские сады нашего города оснащаются компьютерными классами, во многих семьях есть компьютеры, где дети постепенно входят в мир современных инноваций.

Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.

Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Первоначально закладывалось использовать компьютер для ознакомления с его функциональным предназначением, далее появилась необходимость в применении ИКТ на занятиях и при работе с родителями.

Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны как педагогов и психологов, так и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт - усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.

Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка. Поэтому в детских садах необходим компьютер с современным жидкокристаллическим монитором с высоким разрешением и частотой обновления экрана и мощной видеокартой.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.) . Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье.

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей четырех - шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место (стул и стол) , оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране. В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. Вопрос о целесообразности их использования на занятиях связан, прежде всего, с целью этих занятий. Более эффективно будет использовано на занятии с малышами знакомство с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем сухой традиционный подход.

На своих занятиях использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети не только знакомятся с новыми знаниями, но и осваивают работу с компьютером. Например, когда даю новые знания, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер. Владея мышкой, развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят ус­тойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и зани­мательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы нео­бычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие инте­рес у дошкольников к учебному процессу и способствующие со­зданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз по­зволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В своей практике использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения - доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

  • виды транспортных средств, их классификация,
  • группы дорожных знаков;
  • причины ДТП;
  • участники дорожного движения;
  • сведения о дороге и ее главных составных частях;
  • светофор, история его развития;
  • назначение дорожных знаков и указателей, их группы,
  • виды транспорта,
  • дидактические игры, ребусы.

Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий, возможно в будущем появится возможность создания виртуального детского сада для родителей, чьи дети по каким – либо причинам не посещают дошкольные учреждения.

Значительно изменилось понимание роли ком­пьютерных технологий в процессе преподавания. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что назначение ИКТ - быть подручным материалом, который можно изредка, нынеш­нее же понимание роли ИКТ, что компьютер был создан для того, чтобы во многом облегчить труд человека повысить его производительность. С чем я, безусловно, согласна.

На сегодняшний день практически во всех домах есть компьютер, даже двухлетний ребенок умеет пользоваться планшетом и компьютером. ИКТ стало частью культуры и необходимой нормой. Теперь с трудом можно представить человека, который не использует в повседневной работе компьютер.

Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования, поэтому, использование информационно-компьютерные технологии в детском саду позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс. Также, значительно помогает в работе воспитателям и логопедам.
В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

К сожалению, использование наглядного материала порой не удобно. Не всегда его есть куда повесить, он не подходит к занятию, и как показал наш дальнейший эксперимент, движущееся картинка, гораздо дольше удерживает детский интерес, чем обычный материал дидактический материал.

Современное использование презентаций в работе, позволяет применить большее количество ресурсов, соответственно подготовиться к занятию интересней. Информационные технологии являются средством развития познавательных способностей детей.

И, как отмечено в статье «Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения», использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Их применение является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.



Презентацию можно использовать не только в работе с детьми и проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий, но и в других сферах образовательной деятельности так и как часть её подача нового материала, проверка знаний, демонстрация иллюстративного материала.

При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая. Используя презентацию можно рассмотреть материал поэтапно. Что улучшает восприятие информации. Важно, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям. Подбор материала также соответствует по своему содержанию принципу научности, то это позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал, который он получит.

Для использования новых инновационных технологии в работе, потребуются технические ресурсы: Компьютер, ноутбук, проектор, интерактивная доска, DVD-плеер, запоминающие устройства.

Поскольку в большинстве случаев педагогический коллектив в ДОУ составляют люди старшего возраста, то руководству необходимо заботиться о повышении квалификации сотрудников.

Во время занятий с презентациями детей очень увлекает игровая форма, она же способствует развитию познавательного интереса детей, помогает уберечь от излишнего утомления, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций.

В презентации мы можем использовать разнообразные эффекты, в том числе музыку, мультимедию, что с включением в обычном занятии, крайне проблематично.

Использование игровых приемов и четких инструкций позволяет сделать образовательную деятельность увлекательной, достаточно сложной и интересной, из-за чего поддерживается интерес детей от начала и до конца. В ходе НОД применяется технология личностно-ориентированного подхода, а продуктивная совместная деятельность организованна на основе технологии целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности.

Теперь остановимся на преимуществах использования интерактивных материалов.

Данные материалы позволяют увеличить восприятие ребенка за счет увеличения количества иллюстраций, разрешают делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. При применении анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов. С их помощью компьютер, может смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.).

Использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети самостоятельно или вместе с родителями.

Поэтому, высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Большой выбор в подборе иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).

Создание дидактических игр. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей.

Существуют следующие виды презентаций:

1. Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;

2. Для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;

3. Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.

4. Для сопровождения концерта

5. Для проведения родительских собраний

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

1. Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

3. Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

5. Рост объема информации;

6. Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

7. Оперативное получение информации;

8. Расширение информационных потоков;

9. Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Однако, использование ИКТ в современном воспитательном процессе, несет в себе ряд проблем.

При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.

Первое - это проблемы экономического характера, нехватка средств. Что и говорить не во всех детских садах Москвы используются компьютеры. Не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществления необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Второе - это проблема профессиональной компетенции педагогов. Сейчас, в большинстве учебных заведениях, педагогов отправляют на курсы для освоения компьютера. От того, что большинство коллектива детских садов, составляют сотрудники за 40. Поэтому необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.

Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий.

1. обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

2. облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

3. возбуждение живого интереса к предмету познания;

4. расширение общего кругозора детей;

5. возрастание уровня использования наглядности на занятии;

6. повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения, информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности. А так же развивают умение самостоятельно приобретать новые знания, что очень актуально в дошкольном возрасте.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

И последнее, пожалуй, самое важное - защита здоровья ребенка.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

Однако, минусы не столь велики, скорее больше плюсов. Ознакомимся и с ними.

Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации,

1. возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

2. обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

3. оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

4. рост объема информации;

5. обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

6. оперативное получение информации;

7. расширение информационных потоков;

8. создание электронных газет, журналов;

9. на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;

10. онлайн-консультации специалистов для родителей;

11. дистанционное обучение для часто болеющих детей.

Также, в процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

Информационно-компьютерные технологии активно используются в воспитательно-образовательной и методической работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием компьютера, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

С педагогами, испытывающими затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе, проводим мастер-классы, педагогические мастерские, организуем наставничество с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. В помощь педагогам в ДОУ создана творческая группа, которая оказывает помощь в разработке занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов, методических рекомендаций по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях. В результате многие педагоги ДОУ самостоятельно разрабатывают и апробируют занятия с использованием мультимедийных презентаций.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ:

Представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе огромный объем информации, понятный дошкольнику;

Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;

Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка.;

Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, ждет, пока он сам исправит их.

В инновационном процессе в ДОУ используются не только информационно-коммуникативные технологии, но и проводятся комплексные интегрированные занятия, такие как: «Очень голодная гусеница!», «Здоровье человека», «Огонь – друг или враг!», «Путешествие в страну слов» и т. д. Часто на занятиях использую обучающие презентации, видео ролики, аудио (песни, сказки, логопедические распевки) и т. д.

Теперь поговорим о ИКТ в логопедической работе.

Обеспечивает доступность и качество квалифицированной помощи для детей с нарушениями речи;

Систематизировать и повысить эффективность работы учителя-логопеда в направлении работы с родителями;

Привлечь к активному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе;

Распространяет опыт работы специалистов дошкольного учреждения и продемонстрировать достигнутые результаты;

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Оксана Малышева
Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

На протяжении истории Российского государства содержание понятия «патриотизм» менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой ценностный отпечаток. В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.

Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям . Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры , начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации . Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в образовательный процесс мы включили видеолектории – организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. Так же в своей работе мы активно используем компьютерные презентации, разработанные в программе PowerPoint, поскольку компьютерная презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

Занятия по ознакомлению детей с историей и культурой России, проводимые в нашем дошкольном учреждении с использованием ИКТ , подразумевает три этапа : докомпьютерный, компьютерный и посткомпьютерный. На докомпьютерном этапе педагоги активизируют внимание детей, вводят их в тему, стимулируют познавательный интерес; на компьютерном этапе осуществляется работа с электронными ресурсами; на посткомпьютерном – подводятся итоги работы, снимается напряжение, организуются различные игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.) . Приобретенные краеведческие знания уточняются и обогащаются средствами музейной педагогики.

Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т. д.

Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов нашего детского сада в области теоретических основ и практических методов нравственного воспитания дошкольников так же разработаны обучающие семинары на основе презентаций.

Литература

1. Письмо МО РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» № 753/23-16 от 25.05.01.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 05.11.08.

3. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС » , 2009.

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2010г.

Публикации по теме:

Надо сказать, что в обществе, когда информация становится особой ценностью, а информационная культура человека-определяющим фактом профессиональной.

Использование компьютерных технологий при обучении детей технике «оригами» (из опыта работы) Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования.

Использование информационных компьютерных технологий в условиях детского сада Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна.

Конспект ООД в старшей группе «В гостях у грибов» с использованием информационно-компьютерных технологий Задачи с интеграцией образовательных областей: Познавательное развитие: - Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;.

Коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников средствами информационно-компьютерных технологий Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение с взрослыми является решающим фактором развития личности ребёнка,.

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения ИКТ-технологий, в работе обозначены проблемы и перспективы использования ИКТ-технологий в ДОУ.
Цель:
Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
- Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога .
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.
3. Воспитательно – образовательный процесс.
Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, "бродилки".
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
- Методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- Систематизация компьютерных развивающих программ;
- Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.
3. Диагностическое занятие.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы :
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.
Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:
- обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
- возбуждение живого интереса к предмету познания;
- расширение общего кругозора детей;
- возрастание уровня использования наглядности на занятии;
- повышение производительности труда педагога.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Современное образование и досуг детей невозможно представить без применения компьютерных средств. С каждым годом все больше детей дошкольного возраста . Недавние исследования показали, что около 40% детей в возрасте до двух лет уже играли в игры на планшете, а для детей от двух до восьми лет эта цифра еще выше — 72%. Некоторые родители покупают планшеты своим детям, которым не исполнилось еще и года.

Влияние компьютерных технологий (планшетов) на здоровье ребенка

Роль гаджетов как средств познания мира стремительно растет. Электронные средства обучения, обладая явным преимуществом перед традиционными, влияющим на развитие творческого потенциала детей.

Скачать книгу «Информатизация ОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Электронный планшет или планшетный компьютер (от англ. — «tablet computer») — мобильное устройство с сенсорным экраном, т. е. им можно управлять прикосновениями руки или стилуса (стержня).

Типы электронных планшетов: планшетный персональный компьютер, интернет-планшет, мобильное интернет-устройство, электронная книга с сенсорным экраном и др.

При этом гаджеты могут и негативно влиять на здоровье дошкольников. Приобщение детей к работе на электронных планшетах врачи считают серьезным фактором риска нарушения детского здоровья. Важен и психологический аспект применения компьютерных технологий детьми, поскольку дошкольный возраст во многом является ключевым для когнитивного и социального развития. Психологи и педагогические работники указывают на опасные последствия психологического характера, связанные с активным вторжением во внутренний мир ребенка искусственных, иллюзорных впечатлений от виртуальной реальности.

Как и в отношении других технических средств обучения, интеграция подобных гаджетов в образовательный процесс должна осуществляться только при подтверждении их безопасности для здоровья детей и с учетом обоснованных гигиенических рекомендаций по их использованию. Это требование зафиксировано в п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для предупреждения возможного негативного влияния электронных средств обучения на здоровье и развитие детского организма работники детских садов должны знать особенности воздействия этих средств на функциональное состояние, работоспособность и здоровье ребенка; соблюдать гигиенические требования к их эксплуатации и, что очень важно, формировать у детей навыки безопасного использования гаджетов.

О влиянии гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2015. № 7.

Гигиеническая оценка использования компьютерной технологи в ДОУ

В настоящее время практически отсутствуют медицинские исследования, которые дают научное обоснование того, как без ущерба для здоровья применение компьютерные технологии в занятиях дошкольников.

Для того чтобы восполнить этот пробел, специалисты лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Научный центр здоровья детей» РАМН (далее — лаборатория гигиены обучения и воспитания детей и подростков) провели гигиеническую оценку использования гаджетов с размером экрана 10 дюймов на развивающих игровых занятиях в одном из детских садов г. Москвы.

Идея эксплуатации планшетов для детского сада появилась еще в начале ХХ в. Своеобразная технологическая революция в образовании началась в 1930-е гг. в США с разработки первых программ аудиовизуального обучения.

Для наблюдения были отобраны две группы детей, в каждой из которой по 22 дошкольника 6-7 лет. В одной группе ежедневно на одном из занятий применялись электронные планшеты для детского сада, в другой группе (контрольной) занятия проводились без них. Общая продолжительность занятий составляла 30 мин, при этом время работы с техническими средствами в свободном темпе не превышало 10 мин. Содержание развивающих интерактивных игр для дошкольников на планшете соответствовало тематике занятий. На занятиях использовался комплект, состоящий из 50 развивающих игровых программ, предназначенных для дошкольников 5-7 лет и направленных на развитие речи, математических представлений, расширение познаний об окружающем мире и др.

В каждой группе была проведена оценка 30 уроков. Работа в группах проходили в одно и то же время (одномоментно). На проведение исследований были получены информированные согласия родителей детей.

Прежде всего, в ходе исследования проводилась экспертная оценка оформления детских компьютерных игр, которая показала, что яркостные характеристики электронных страниц, спектр цветовых решений изображения, форма и размер шрифта, цвет знаков и фона выполнены с учетом возраста детей и особенностей их зрительного восприятия. По мнению специалистов лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков достоинствами оцениваемых игровых развивающих программ являются:

отсутствие временных ограничений (работа в свободном темпе, нет требований к объему выполненной работы); интерактивный характер развивающих программ (дошкольник моментально получает доброжелательный ответ на выполненное задание); соответствие содержания игр тематике занятий и возрасту детей.

Условия освещения на рабочих местах детей в помещении детского сада, где проходили занятия, соответствовали нормативным требованиям, столы и стулья — ростовым показателям детей.

Гигиеническая оценка влияния работы с гаджетами на дошкольников 6-7 лет показала, что использование развивающих электронных игр на устройствах с продолжительностью 10 мин не вызывает более сильного утомления по сравнению с занятиями, проводимыми традиционным образом. Благодаря образной, динамичной, яркой и адекватной возрасту и психологическим особенностям детей подаче информации развивающие игры способствуют снижению монотонности образовательной деятельности, активации центральной нервной системы и повышают у детей устойчивость к утомлению. Полученные данные полностью согласуются с результатами предыдущих исследований специалистов лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, в ходе которых было установлено, что гигиенически рациональное применение электронных средств обучения способствует активации умственной деятельности детей, оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность, что особенно важно для детей, имеющих низкий исходный уровень работоспособности и низкую мотивацию к учебной деятельности. Утомительность уроков с электронными средствами обучения в значительной мере зависит от характера работы — ее напряженности и интенсивности, свободного или заданного темпа.

Рекомендации по использованию компьютерной технологии в ДОУ и дома

Необходимо заметить, что часть дошкольников, участвующих в исследовании, познакомилась с играми на планшете для детского сада только в ДОУ, а другие дети (примерно половина) уже играли на них дома.

Сегодня подобные технологические средства имеются во многих семьях с детьми. Однако не все родители, а тем более дети, соблюдают правила их безопасного использования.

Во-первых, следует напомнить, что зрительный анализатор (глаз) формируется в среднем до 10 лет, и зрение дошкольника еще не готово к восприятию мелких деталей. Экран влияет на зрение гораздо сильнее, чем экран телевизора. При этом офтальмологи отмечают тревожное состояние зрения современных детей, называют стремительное и массовое ухудшение зрения «эпидемией миопии». Поэтому детям в возрасте до пяти лет не рекомендуют пользоваться мультимедийными устройствами. Не стоит мешать детям, познавать мир, постепенно и без участия виртуального сопровождения.

Компьютерные игры детей для 5-6 лет должны занимать не более 10 минут в день.

Во-вторых, многие из нас не раз замечали, как дети увлекаются возможностями компьютерной техники. Глядя в яркий экран, дошкольник забывает об окружающем мире и о времени. Поэтому взрослым стоит либо самим ограничивать продолжительность игр ребенка, либо устанавливать таймер, предварительно договорившись с ребенком, что как только прозвучит сигнал, означающий окончание отведенного времени, планшет должен быть отложен в сторону. Всегда нужно оговаривать точное время окончания игры и четко соблюдать эту договоренность.

В-третьих, важно контролировать не только время, но и содержание игры. Хорошо известно и подтверждено результатами научных исследований, выполненных специалистами лаборатории гигиены обучения и воспитания детей и подростков, что самыми утомительными для детского внимания являются игры с навязанным темпом игровой деятельности, рассчитанные на быстроту реакции. Для детей эти игры привлекательны острыми ощущениями и яркими эмоциями. Однако психика детей неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение такими играми может стать причиной очень тяжелых последствий: повышенной возбудимости, агрессивности, нарушения сна. Необходимо внимательно выбирать компьютерные игры, оценивать не только их содержание и характер игры, но и цветовое решение, размер изображений.

В-четвертых, одним из существенных преимуществ по сравнению со стационарным компьютером является его компактность. Можно взять с собой куда угодно, но в этом и кроется опасность. Дети могут смотреть мультфильмы, играть в игры на планшете лежа на кровати или сидя в неудобной позе. Поэтому необходимо контролировать положение тела, работающего с технологическим устройством, и соблюдать основные правила безопасного использования.

Тем не менее, время покажет, каким будет поколение детей, развитие которых происходило на фоне раннего и активного использования различных электронных гаджетов.

Правила безопасного использования компьютерной технологии в ДОУ

Для того чтобы занятия с планшетом для детского сада, не причиняли вреда здоровью, нужно соблюдать следующие правила: он должен располагаться на столе, размеры стола и стула должны соответствовать росту; ребенок должен правильно сидеть за столом: не сутулиться, не класть ногу на ногу, не задирать голову; экран должен располагаться в 30-40 см от глаз и лучше всего под углом 10-20 градусов так, чтобы взгляд на дисплей падал сверху вниз; размер экрана должен быть не менее 10 дюймов. Использовать для занятий дошкольников мобильные телефоны, смартфоны и другие электронные устройства с маленькими экранами недопустимо; во время занятия в помещении должно быть светло, но при этом необходимо исключить попадание прямых солнечных лучей на экран планшета; для профилактики нарушения зрения необходимо проводить с дошкольниками 2-3-минутную гимнастику для глаз — лучше всего в игровой форме; нельзя использовать планшет в автомобиле во время движения; следует систематически протирать экран.